Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности, главное в котором – создание условий для всестороннего и систематического развития человека как личности и субъекта деятельности.
Воспитательная работа школы – это система, генерирующая целостный воспитательный процесс путем интеграции двух основных подсистем школы – обучающей и воспитывающей. Она объединяет все педагогические воздействия на ребенка, создавая тем самым единое воспитательное пространство, в котором происходит развитие личности ребенка.
Организация воспитательного процесса в школе закладывает в подрастающем поколении основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с принятыми нормами.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, учитывая влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды.
Современная система воспитания нацелена на развитие духовной культуры, умений строить и поддерживать позитивные взаимоотношения, создание условий для проявления личностных достижений школьников.
Цель воспитания – всестороннее развитие обучающихся, проявляющееся:
- в усвоении социально-значимых знаний и общественных норм;
- в развитии позитивных отношений к общественным ценностям;
- в приобретении соответствующего ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.
Воспитательная цель школы ориентирует педагогических работников на обеспечение позитивной динамики развития личности каждого ученика. Для достижения цели воспитания важно:
- сочетание усилий педагогических работников по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию;
- сотрудничество, партнерские отношения всех субъектов образовательного процесса;
- диалог и позитивное взаимодействие школы и семьи в интересах учеников.
Цели воспитательной работы школы конкретизируются в воспитательных задачах, актуальных на текущий период:
В области воспитания:
· осуществлять личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе;
· развить нравственную, волевую и эстетическую сферы личности;
· создать условия для самообразования, самовоспитания и самореализации обучающихся;
· создать воспитательно-образовательную среду, формирующую у школьников потребность в самосовершенствовании.
В области обучения:
· формировать устойчивую познавательную мотивацию к учению;
· формировать гибкие качества личности, развивать креативное мышление;
В области физического развития:
· формировать осознанный выбор здорового образа жизни;
· формировать стремление к физическому совершенствованию;
В области психического развития:
· формировать положительную Я - концепцию личности ребёнка;
· формировать умения саморегуляции и управления собой.
В области социализации:
· формировать уважительное отношение в общении с окружающими;
· стимулировать позитивную социальную активность;
· готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, заниматься профориентацией.
Основным условием, обеспечивающим всестороннее развитие, является создание развивающей воспитательной среды, а основным фактором, обеспечивающим эффективность развития - включенность учащихся в событийное пространство школы.
Воспитательная деятельность при этом становится важнейшим средством и источником развития личности. Через деятельность человек способен изменить окружающий мир и себя самого. Именно деятельность формирует образ мысли, способы, стиль самостоятельных действий личности, закладывающий черты и качества ее поведения в социокультурном пространстве.
Школа предлагает широкий спектр возможностей для формирования метапредметных умений, жизненных навыков. Реализовать эти задачи возможно при личностно-ориентированном обучении и создании насыщенной воспитательно-развивающей среды. Новое направление развития нашей страны определяет новые ориентиры системы воспитания современной школы.